В Токио на новом Boeing 787 Dreamliner!

Регион Киото

Регион Киото

Благодаря тому, что во время Второй мировой войны Киото почти не пострадал от бомбардировок, ему удалось сохранить атмосферу «старой Японии» гораздо лучше, чем многим другим городам. Старинные виллы, дворцы, древние святыни и храмы здесь запросто соседствуют с маленькими деревушками, уютно расположившимися на склонах окружающих город холмов. Наслаждаясь удивительным пейзажем, в Киото также приобщаешься и к богатейшему историческому прошлому Японии.

Нельзя сказать, что в Киото все старое, или устаревшее: современность неумолимо добирается и сюда, и многие кварталы в процессе строительства полностью преображаются, теряя свое «историческое» лицо.

В старом квартале Гион до сих пор можно увидеть гейш, в районе Камигё-ку - мастеров по изготовлению изделий из традиционного текстиля (фирмы Нисидзин ори), а в Фусими - тех, кто делает сакэ. Многочисленные ремесленники и владельцы маленьких магазинчиков свято чтят традиции прошлого, не давая исконной японской культуре совсем исчезнуть под натиском времени и прогресса. Однако, здесь по-прежнему можно найти и классические японские дома (матия) - деревянные постройки с черепичными крышами и красивыми, особым образом отделанными, фасадами.

Добраться в Киото из Токио можно поездом синкансэн Японской железной дороги (JR) по линии Токайдо, который идет два часа пятнадцать минут. Из Осаки до Киото есть специальный скоростной поезд, который также идет по линии Токайдо с платформы «Син-Осака» всего 25 минут

Киото - культурная столица Японии

История

В 794 г. Киото стал резиденцией японского императора, которая до этого располагалась в окрестностях Нары. Новое место было выбрано скорее из культовых, нежели из стратегических соображений: с трех сторон город окружен горами, но открыт с юга, а с севера через него текут две реки. Первоначально Киото носил название Хэйан-кё – «Столица мира и спокойствия», а его строительство велось по классической китайской модели – с регулярной, строгой планировкой всех проспектов и улиц.

С течением времени город стали называть просто «Киото», что в переводе с японского означает «столица». Помимо эпицентра политической жизни, он был также важным религиозным центром и ареной борьбы различных буддийских сект. Важнейшие храмы Киото являются живым наследием каждой из них: - Энрякудзи (секта Тэндай), Тодзи (секта Сингон), Нандзендзи, Тэнрюдзи, Дайтокудзи (секта Дзен) и Ниси-Хонгандзи (секта Дзёдо Синсю).

Нара — одна из нескольких древних столиц Японии (710–794), но единственная, в целом сохранившая свой первоначальный облик. Едва ли не все древние монастыри с их бесчисленными бесценными художественными сокровищами находятся в Наре или ее окрестностях. Только здесь можно полностью понять и почувствовать дух раннего буддизма, ибо в Китае и Корее от этого времени сохранились лишь разрозненные памятники, и именно японские произведения дают ключ к реконструкции некогда вдохновившего их континентального искусства. Конечно, местные постройки тоже горели и перестраивались, но при ремонтах их, как древние святыни, всегда воспроизводили в древнем облике. Наиболее активное обновление — после упадка и разорений конца эпохи Хэйан — пришлось на начало эпохи Камакура (кон. XII – нач. XIII вв.); недаром искусство этого времени во многом вернулось к традициям эпохи Нара.

Нара расположена на равнине и достаточно обширна, хотя, кончено, невелика по сравнению с Киото и Осакой, находящимися к северу и западу. Хэйдзё, как первоначально назывался город, был распланирован по образцу Чанъаня, столицы китайской династии Тан (618–907), и сохранил правильную «решетку» планировки до наших дней. Центр Нары — обширный парк с музеем, растянувшийся между двумя великими монастырями, Тодайдзи и Кофукудзи. Самые древние монастыри — знаменитейший Хорюдзи о нем см. отдельный очерк и другие — находятся на западных окраинах города.

К середине 730-х гг. Японию охватила череда неурожаев, эпидемий и восстаний, заставивших даже несколько раз переносить столицу. Император Сёму, благочестивый буддист, издал в эдикт о строительстве буддистских храмов в центрах всех провинций, а также инициировал сооружение грандиозной бронзовой статуи Будды в Наре. Вокруг нее был сооружен храмовый комплекс Тодайдзи (Великий восточный монастырь); в 749 г. император объявил себя рабом Будды и вскоре стал монахом, сохранив, однако, влияние на управление страной. Изготовление Великого Будды (Дайбуцу) — высота статуи 15 м, вес 500 тонн — длилось с 743 по 752 г. Над статуей был построен огромный деревянный храм-реликварий (Дайбуцуден), площадью 73 х 50 м и высотой 48 м. Несмотря на то, что позднее — современный облик здание приобрело в 1705–1709 гг. — храм был уменьшен почти на 30%, он остается самым большим деревянным сооружением в мире. Перед ним были поставлены две 100-метровые пагоды, не дошедшие до наших дней. Считается, что над отливкой Будды и строительством монастыря работало не менее 10% населения Японии и что запасы казны были почти полностью истощены. Великий Будда и его храм часто ремонтировались, но и сейчас производят совершенно ошеломительное впечатление.

Тодайдзи — огромный комплекс, в котором, помимо Дайбуцудена, сохранились десятки построек. Одна из самых внушительных — главные Южные ворота (кон. XII в.), охраняемые двумя огромными (более 8 м) статуями стражников. Вдалеке за Дайбуцуденом находится уникальное здание сокровищницы (сёсоин), построенное в 756 г. для хранения драгоценного дара Комьё, вдовы императора Сёму, Будде и его храму. Собрание из 9000 предметов, включающее и более поздние дарения, недоступно для обозрения, но каждую осень некоторая часть его экспонатов показывается в музее Нара. Помимо коллекции, сёсоин уникален и как произведение архитектуры: это древнейшее бревенчатое сооружение в мире. К востоку от основного комплекса расположен Нигацу-до, старейшее здание которого Хоккэдо (740-747) содержит великолепные скульптуры VIII в. Соседний храм, пристроенный к высокому склону горы, является местом проведения знаменитой церемонии сюни-э (1-15 марта), посвященной хранящейся здесь статуе Каннон. Помимо сугубых молений, проводящихся закрыто, в каждый из упомянутых дней 10 монахов пробегают по лестнице и галерее храма с огромными факелами и осыпают паломников морем искр. В 2 часа утра последнего дня совершается ритуал Омидзутори: монахи с факелами спускаются в колодец под храмом и приносят священную воду в дар бодхисатве, а потом раздают всем желающим.

Кофукудзи — семейный храм рода Фудзивара, на протяжении столетий управлявшего Японией. Этот обширный ансамбль часто перестраивался; из древних сооружений интересны две пагоды (пяти- и трехъярусная) и два небольших восьмигранных храма. Главный кондо («золотой зал») — их, против обыкновения, было здесь целых три — не сохранился, в 2010 г. начнется его восстановление. После этого в него вернутся потрясающие скульптуры, выполненные в 734 г. по заказу императрицы Комьё — трехглавая асура и дргуие фантастические «дэвы 8 классов», а также поражающие портретными характеристиками 10 великих учеников Будды. Займут свое место и огромные скульптуры 1189 г., сияющие золотом и яркими красками — два будды (более 3.5 м) и четыре небесных стража (2 м).

На протяжении своей истории Кофукудзи был тесно связан с синтоистским святилищем Касуга-Тайся, расположенном на лесистом склоне горы на востоке города. Семейное святилище тех же Фудзивара, оно было основано в 768 г. и словно бы поручало весь находящийся у его подножия город (с его огромными буддистскими храмами) под защиту древних ками, синтоистских божеств. До 1863 г. оно — как символ очищения — разбиралось и отстраивалось заново каждые 20 лет, но по всегда по древнему образцу. Святилище представляет собой несколько дворов, застроенных многочисленными галереями и избушками¸ преимущественно оранжевыми. Касуга-Тайся знаменито своими глициниями («Фудзивара» может означать «поле глициний») и фонариками (2000 каменных и 1000 бронзовых), которые одновременно зажигаются 3 февраля и 14-15 августа в 18.00.

По преданию, один из 4 богов-хранителей Нары прибыл сюда на белом олене, и с тех пор пятнистый олень (сика) стал в Наре священным животным. По средневековому закону оленей нельзя было убивать под страхом смертной казни, их священность была официально отменена только после Второй мировой войны. Сейчас в Наре около 1200 ленивых упитанных оленей, которые стадами бродят по улицам города и нахально тычутся мордами (или копытами) в туристов, ожидая подачки: для оленей повсюду продаются специальные крекеры.

Замечателен Национальный музей Нара, расположенный в двух зданиях в центре города. В нем собрана одна из лучших в стране коллекций скульптур периодов Нара (710–794) и Камакура (1185–1333), постоянно выставляются многочисленные скульптуры из коллекций храмов, также хорошо представлено древнее китайское искусство, особенно бронзовые сосуды.

Из нескольких небольших храмов Нары следует упомянуть Син-Якусидзи (к югу от Касуга-Тайся) — небольшой храмик с уникальной двускатной конструкцией кровли и отличными скульптурами небесных стражей, окружающими Будду со всех сторон, по кругу (способ расстановки, известный только здесь).

Монастырь Тосёдайдзи находится на западной окраине Нары, среди небольших деревянных домиков и рисовых полей. Как и другие обители города, он имеет четкую геометрическую планировку, но при этом вся его территория заросла деревьями, что создает особую задумчивую, умиротворяющую атмосферу, близкую более поздним дзенским монастырям. Особенно замечателен Тосёдайдзи зимой, когда его старинные деревянные постройки — кондо (золотой зал) и кодо (зал проповедей) сохранились с VIII в. — покрыты снегом. Стоит наведаться в монастырь и в начале лета, ибо лишь 5-7 июня можно увидеть поражающую живоподобностью статую основателя монастыря, китайского монаха Гандзина, созданную вскоре после его смерти в 763 г. Другие сокровища Тосёдайдзи выставлены в храмах (кондо сейчас на реставрации) и небольшом музее. Среди них прекрасны две величественные статуи сидящих Будд (VIII в.), главные храмовые образы кондо и кодо, а также огромная (5.5 м) статуя 1000-рукой Каннон.

Неподалеку — можно прогуляться пешком — находится еще один великий монастырь, Якусидзи. Он намного больше Тосёдайдзи, его огромные здания прекрасно обозримы со всех сторон. К сожалению, от древнего монастыря (кон. VII в.) сохранилась только восточная пагода высотой 33,6 м. В пожарах и перестройках уцелели, однако, многочисленные скульптуры. Особенно знаменита бронзовая триада (будда-целитель Якуси-Нёрай и два бодхисатвы) 680-х гг.; ее пьедестал украшен причудливыми орнаментами и изображениями, отражающими пришедшие по Великому шелковому пути центральноазиатские влияния.